У Вас есть чем дополнить сайт?
Присылайте Ваши рецепты, игры, сказки, перлы детей - все, что может пригодиться и будет интересно другим мамам!
Ваше имя, e-mail
Ваше сообщение
СКАЗКИ

Большое собрание сказок для детей всех возрастов. Отечественные и зарубежные авторы, сказки разных народов.

Сказка о потерянном времени

Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем  классе  че-
тырнадцатой
школы и все время отставал, и по русскому письменному, и  по
арифметике, и даже по пению.
   — Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй  вас  всех
догоню.
   А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да  отс-
тавал
, отставал да и опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею».
   И вот однажды пришел Петя Зубов в школу,  как  всегда  с  опозданием.
Вбежал в раздевалку. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:
   — Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!
   А тетя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:
   — Кто меня зовет?
   — Это я. Петя Зубов, — отвечает мальчик.
   — А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? — спрашивает тетя  На-
таша.
  
; — А я и сам удивляюсь, — отвечает Петя. — Вдруг охрип ни с того ни  с
сего.
   Вышла тетя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю, да как вскрикнет:
   — Ой!
   Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:
   — Тетя Наташа, что с вами?
   — Как что? — отвечает тетя Наташа. — Вы говорили, что вы Петя  Зубов,
а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.
   — Какой же я дедушка? -  спрашивает  мальчик.  -  Я  -  Петя,  ученик
третьего класса.
   — Да вы посмотрите в зеркало! — говорит тетя Наташа.
   Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал.  Увидел  Петя  Зубов,  что
превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него  ок-
ладистая
борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо.
   Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.
   Крикнул он басом:
   — Мама! — и выбежал прочь из школы.
   Бежит и думает:
   «Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда все пропало».
   Прибежал Петя домой и позвонил три раза.
   Мама открыла ему дверь.
   Смотрит она на Петю и молчит. И Петя  молчит  тоже.  Стоит,  выставив
свою седую бороду, и чуть не плачет.
   — Вам кого, дедушка? — спросила мама наконец.
   — Ты меня не узнаешь? — прошептал Петя.
   — Простите, нет, — ответила мама.
   Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят.
   Идет он и думает:
   — Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни  внуков,
ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие  старики  -
те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен,
когда всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут  -
ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на
тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем
же все это кончится?
   Так Петя думал и шагал, шагал и думал — и сам не заметил,  как  вышел
за город и попал в лес. И шел он по лесу, пока не стемнело.
   «Хорошо бы отдохнуть», — подумал Петя и вдруг увидел, что в  стороне,
за елками, белеет какой-то домик. Вошел Петя в домик — хозяев нет. Стоит
посреди комнаты стол. Над ним висит керосиновая лампа.  Вокруг  стола  -
четыре табуретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою навалено сено.
   Лег Петя в сено, зарылся в  него  поглубже,  согрелся,  поплакал  ти-
хонько
, утер слезы бородой и уснул.
   Просыпается Петя — в комнате  светло,  керосиновая  лампа  горит  под
стеклом. А вокруг стола сидят ребята  -  два  мальчика  и  две  девочки.
Большие окованные медью счеты лежат перед ними. Ребята считают и  бормо-
чут.
  
; — Два года, да еще пять, да еще семь, да еще три… Это  вам,  Сергей
Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа  Васильев-
на
, а это ваши, Пантелей Захарович.
   Что это за ребята? Почему они такие хмурые?  Почему  кряхтят  они,  и
охают, и вздыхают, как настоящие старики? Почему называют друг друга  по
имени-отчеству
? Зачем собрались они ночью здесь, в одинокой  лесной  из-
бушке?
  
; Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно  ему  стало
от того, что услышал он.
   Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели  за
столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете:  человек,  который
понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники
разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот
поймали волшебники Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух  дево-
чек
и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами этого не
заметили: ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как старе-
ет.
А время, потерянное ребятами, — забрали  волшебники  себе.  И  стали
волшебники малыми ребятами, а ребята — старыми стариками.
   Как быть?
   Что делать?
   Да неужели же не вернуть ребятам потерянной молодости?
   Подсчитали волшебники время, хотели уже спрятать  счеты  в  стол,  но
Сергей Владимирович, главный из них, не позволил. Взял он счеты и  подо-
шел
к ходикам.
   Покрутил стрелки, подергал гири,  послушал,  как  тикает  маятник,  и
опять защелкал на счетах.
   Считал, считал он, шептал, шептал, пока не показали  ходики  полночь.
Тогда смешал Сергей Владимирович костяшки и еще  раз  проверил,  сколько
получилось у него.
   Потом подозвал он волшебников к себе и заговорил негромко:
   — Господа волшебники! Знайте — ребята, которых мы превратили  сегодня
в стариков, еще могут помолодеть.
   — Как? — воскликнули волшебники.
   — Сейчас скажу, — ответил Сергей Владимирович.
   Он вышел на цыпочках из домика, обошел его  кругом,  вернулся,  запер
дверь на задвижку и поворошил сено палкой.
   Петя Зубов замер как мышка.
   Но керосиновая лампа светила тускло, и злой волшебник не увидел Пети.
Подозвал он остальных волшебников к себе поближе и заговорил негромко:
   — К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спас-
тись
человек. Если ребята, которых мы  превратили  в  стариков,  разыщут
завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и по-
вернут
стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то  дети  снова
станут детьми, а мы погибнем.
   Помолчали волшебники. Потом Ольга Капитоновна сказала:
   — Откуда им все это узнать?
   А Пантелей Захарович проворчал:
   — Не придут они сюда к двенадцати часам  ночи.  Хоть  на  минуту,  да
опоздают?
   А Марфа Васильевна пробормотала:
   — Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не
сумеют, сразу собьются.
   — Так-то оно так, — ответил Сергей Владимирович. -  А  все-таки ; пока
что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки
— нам тогда и с места не сдвинуться. Ну, а пока нечего  время  терять  -
идем на работу.
   И волшебники, спрятав счеты в стол, побежали, как дети, но  при  этом
кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики.
   Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И,
не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, пом-
чался
в город искать стариков-школьников.
  
; Город еще не проснулся. Темно было в окнах, пусто на  улицах,  только
милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые
трамваи. И увидел наконец Петя Зубов — идет не спеша по улице старушка с
большой корзинкой.
   Подбежал к ней Петя Зубов и спрашивает:
   — Скажите, пожалуйста, бабушка, — вы не школьница?
   — Что, что? — спросила старушка сурово.
   — Вы не третьеклассница? — прошептал Петя робко.
   А старушка как застучит ногами да как замахнется на  Петю  корзинкой.
Еле Петя ноги унес. Отдышался он немного — дальше  пошел.  А  город  уже
совсем проснулся. Летят трамваи, спешат на работу люди. Грохочут  грузо-
вики 
— скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на  желез-
ную
дорогу. Дворники счищают снег, посыпают панель песком, чтобы пешехо-
ды
не скользили, не падали, не теряли времени даром. Сколько  раз  видел
все это Петя Зубов и только теперь понял, почему так боятся люди не  ус-
петь
, опоздать, отстать.
   Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего  не  нахо-
дит.
Бегут по улицам старики, но сразу видно -  настоящие,  не  третьек-
лассники.
  
; Вот старик с портфелем. Наверное, учитель.  Вот  старик  с  ведром  и
кистью — это маляр. Вот мчится красная пожарная машина, а в машине  ста-
рик 
— начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда  в  жизни
не терял времени понапрасну.
   Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых детей,  нет  как  нет.
Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не  успел,  ни
на что не годен, никому не нужен.
   Ровно в полдень зашел Петя в маленький скверик и сел на скамеечку от-
дохнуть.
  
; И вдруг вскочил.
   Увидел он — сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет.
   Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.
   — Подожду! — сказал он сам себе. — Посмотрю, что  она  дальше  делать
будет.
   А старушка перестала плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из
одного кармана газету, а из другого кусок ситного с  изюмом.  Развернула
старушка газету, — Петя ахнул от радости:  «„Пионерская  правда“!»  -  и
принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый  ситный  не
трогает.
   Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то уви-
дала
в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь ; из
детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.
   Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтерла его старательно  пла-
точком
, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в «трешки».
   Бросился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:
   — Бабушка! Честное слово, вы школьница!
   Старушка подпрыгнула от радости, схватила Петю за руки и отвечает:
   — Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы  кто
такой?
   Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они  за  руки,  побежали
искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во
второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает  старуш-
ка.
Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке,  гоняет
камешек.
   Бросились Петя и Маруся к ней.
   — Бабушка! Вы школьница?
   — Школьница, — отвечает старушка. — Ученица третьего класса  Наденька
Соколова. А вы кто такие?
   Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки,
побежали искать последнего своего товарища.
   Но он как сквозь землю провалился. Куда только ни заходили старики  -
и во дворы, и в сады, и в детские театры, и в детское кино, и в Дом  За-
нимательной
Науки, — пропал мальчик, да и только.
   А время идет. Уже стало темнеть. Уже в нижних  этажах  домов  зажегся
свет. Кончается день. Что делать? Неужели все пропало?
   Вдруг Маруся закричала:
   — Смотрите! Смотрите!
   Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай,  девятый
номер. А на «колбасе» вистстаричок. Шапка лихо надвинута на ухо,  борода
развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его  ищут,  с
ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!
   Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажегся на  пе-
рекрестке
красный огонь, остановился трамвай.
   Схватили ребята «колбасника» за полы, оторвали от «колбасы».
   — Ты школьник? — спрашивают.
   — А как же? — отвечает он. — Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам
чего?
   Рассказали ему ребята, кто они такие.
   Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и  пое-
хали
за город к лесу.
   Какие-то школьники ехали в этом же трамвае. Встали они, уступают  на-
шим
старикам место:
   — Садитесь, пожалуйста, дедушки, бабушки.
   Смутились старики, покраснели и отказались.
   А школьники, как нарочно, попались вежливые, воспитанные, просят ста-
риков
, уговаривают:
   — Да садитесь же! Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сиди-
те
теперь, отдыхайте.
   Тут, к счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики — и  в
чащу бегом.
   Но тут ждала их новая беда. Заблудились они в лесу.
   Наступила ночь, темная-темная. Бродят старики по лесу, падают, споты-
каются
, а дороги не находят.
   — Ах время, время! — говорит Петя. — Бежит оно, бежит. Я вчера не за-
метил
дороги обратно к домику — боялся время потерять.  А  теперь  вижу,
что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.
   Совсем выбились из сил старички. Но,  на  их  счастье,  подул  ветер,
очистилось небо от туч, и засияла на небе полная луна.
   Влез Петя Зубов на березу и увидел — вон он, домик, в двух шагах  бе-
леют
его стены, светятся окна среди густых елок.
   Спустился Петя вниз и шепнул товарищам:
   — Тише! Ни слова! За мной!
   Поползли ребята по снегу к домику. Заглянули осторожно в окно.
   Ходики показывают без пяти минут двенадцать. Волшебники лежат на  се-
не
, берегут украденное время.
   — Они спят! — сказала Маруся.
   — Тише! — прошептал Петя.
   Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты
двенадцать встали они у часов. Ровно в  полночь  протянул  Петя  руку  к
стрелкам и — раз, два, три — закрутил их обратно, справа налево.
   С криком вскочили волшебники, но не смогли двинуться с места. Стоят и
растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы
заблестели у них на висках, покрылись морщинами щеки.
   — Поднимите меня, — закричал Петя. — Я делаюсь маленьким, я не достаю
до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!
   Подняли товарищи Петю на руки. На сороковом обороте стрелок волшебни-
ки
стали дряхлыми, сгорблеимыми старичками. Все  ближе  пригибало  их  к
земле, все ниже становились они. И вот на семьдесят седьмом и  последнем
обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их и  не
было на свете.
   Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от  радости.  Они  снова
стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.
   Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет вре-
мя
, сам не замечает, как стареет.

ПЕРЛЫ
© 2006 iMama.ru
Контакты: info@imama.ru